25.11.2010
Библиотечные блоги России сосчитали!
Подведены итоги переписи блогов школьных библиотек в России, которая проходила с 17 октября по 10 ноября 2010 года.
Завершен колоссальный труд, в результате
которого удалось зафиксировать 427 интернет-ресурсов, имеющих отношение
к деятельности библиотек (в большинстве своем школьных) и к чтению.
Много это или мало? В масштабах официальной школьной статистики (в
России более 60 тысяч образовательных учреждений) вроде бы совсем мало.
Мы не претендуем на детальный анализ этого факта, возможно при более
тщательном изучении интернет-представительства российских школ с
привлечением ресурсов, подобных тем, что используются при Всероссийской переписи библиотек можно получить исчерпывающую картину в этой области и провести любой анализ вдоль и поперек…
Работа, о которой говорится в этой
заметке, была проведена на голом энтузиазме по инициативе, зародившейся в
небольшом блог-сообществе школьных библиотек, которому всего год от
роду (группа BIBLIO-MEDIA – результат дистанционного обучения школьных библиотекарей «Я учусь работать в блоге!»,
проходившего осенью 2009 года). Как это водится, члены любого
сообщества, рано или поздно, задаются вопросом «а сколько нас?». Вот и
новоиспеченные блогеры-библиотекари в годовщину своего рождения решили
дружно «взяться за руки». Самым активным из нас оказалась заведующая
школьной библиотекой школы №55 г. Новоуральска (это в Свердловской
области), по совместительству руководитель городского методобъединения,
победитель Всероссийского конкурса «Школьный библиотекарь года 2009», автор и ведущий блога «Миры библиотек» Любовь
Брюхова, бросившая клич «Всероссийская перепись библиотечных блогов –
2010: России важен каждый!». А как это водится, инициатива всегда
наказуема…
Долго сказка сказывается, а прошло 2
месяца и работа была завершена! Огромная благодарность за
самоотверженный труд всем, кто делал, помогал проводить это
исследование! С полным отчетом, а также хронологией событий, можно
познакомиться непосредственно в блоге Любови Брюховой «МИРЫ БИБЛИОТЕК».
Приведем лишь немного цифр и короткие комментарии.
Всего зарегистрировано 427 ресурсов.
Втом числе: 317 блогов (140 -
блоги школьных библиотек, 16 - блоги сообществ школьных библиотекарей,
122 - блоги других библиотечных учреждений, 13 - блоги-проекты, 26 -
блоги на других языках); 95 библиотечных групп и каналов общения; 15 сайтов.
Каждый из 317 зарегистрированных сетевых
журналов был просмотрен и проверен на работоспособность. Подавляющее
большинство блогов создано с октября 2009 года по октябрь 2010 года.
Самый опытный веб-дневник – «Записки американской библиотекарши» –
создан 25 мая 2003 г. Есть несколько ресурсов 2005 года: «Библиотека
будущего», «Библиотекари Беларуси», «И тишина должна быть в библиотеке».
Наиболее активны - школьные библиотекари. 168 из 317 зарегистрированных
блогов принадлежит библиотекарям школ и сообществам школьных библиотек.
Из 13 блогов-проектов – 12 тоже школьные.
Перепись выявила и «точки обучения» школьных библиотекарей блогостроению.
Самая большая группа – 86
блогов-участников «BIBLIO-MEDIA» – это результат дистанционного
всероссийского обучения «Я учусь работать в блоге!» под руководством
Елены Ястребцевой (октябрь-декабрь 2009г.). Вторая по численности группа
– 18 блогов – принадлежит участникам обучения «БИБМЕДИА-Волга» в
Приволжском округе (апрель-май 2010 г.). Третья группа – 15 блогов –
результат обучения в г.Пскове (июнь 2010г.). Ещё одна «точка роста»
обнаружилась в Челябинске – 14 блогов (сентябрь 2010 г.).
Те ресурсы, которые представляют каналы
профессионального общения, группы и сообщества библиотекарей в
социальных сетях, оказались в числе переписанных по их же инициативе.
Здесь представители «Одноклассников», «Моего мира», «В контакте»,
«Фейсбука».
Сайты библиотек и о чтении попали тоже
только те, которые пожелали поучаствовать в переписи (конечно их
несравнимо больше, но это тема других опросов).
Если
вернуться к статистике и попытаться хоть чуточку высветить соотношение
168 / 60000, то сказать можно лишь одно – разрыв ошеломляющий! Думаю,
что это не переписчики «недоработали» – за 2 месяца было поднято все,
что хоть чуть шевелилось! Цифра 168 радует тем, что это – активные
библиотекари, те, на кого можно опираться при выборе пилотных площадок
для продвижения инновационных проектов, внедрения новых технологий. Даже
если реальных блоггеров больше, то не в разы и уж точно не на порядок!
Блоггер тем и живет, что ищет контакты для общения, обмена опытом,
самореализации, если хотите. И «прочесанный» кустовым способом интернет
выдал именно такое количество школьных библиотечных блогов (в том числе и
не ведущихся долгое время). Это вовсе не означает, что в школах нет
интернета – есть! И по официальным и по реальным данным. Теперь остается
получить ответ: где в школе есть интернет и каково его качество?
Отпадет добрая половина от 60 тысяч – если не в библиотеке, то, в лучшем
случае, в кабинете информатики, а то и просто у директора под замком.
Многие ли школы ведут свои сайты? Тут картина тоже неоднозначная, но
более обнадеживающая. Все-таки сайт школы – это административный
«девайс», о котором спрашивают, когда требуется отчет о внедрении новых
технологий (помните волны компьютеризации – интернетизации?) Возьмем за
основу официальные данные, опубликованные в статистическом бюллетене «Образование в России – 2008» (более
поздних обобщенных данных в опубликованном виде не удалось найти). По
таблице состояния МТБ дневных государственных (муниципальных)
образовательных учреждений (включая дневные интернаты), в 2007-2008
учебном году было зарегистрировано 53570 школ (в т.ч. 36189 средних
(полных)). Число школ, имеющих библиотеки (книжный фонд) – 54339 (!?).
Число школ, имеющих кабинеты основ информатики и ВТ – 43139. Число
учреждений, подключенных к Интернету – 50880. Количество ПК,
подключенных к Интернету – 286594. Количество учреждений, имеющих адреса
электронной почты – 37220.
Из этого набора данных с учетом того,
что сейчас 2010 год, можно предположить, что число школ, имеющих свои
сайты – больше 40000. Выборочный анализ по некоторым регионам
подтверждает, что эта цифра колеблется от 80 до 100 %. Много ли школ
имеют сайты школьной библиотеки? По тем же выборочным данным, увы,
только 5 – 30%. Причем 30% - это в школьных библиотеках Москвы с учетом
работоспособных страничек библиотек в составе сайта школы, а если брать
самостоятельные сайты, то получим те же 5-6%. В целом по стране ближе к
истине лежит на наш взгляд цифра 5%, т.е. порядка 2000 школ имеют в том,
или ином виде интернет-представительства школьной библиотеки. Это
означает, что в этих библиотеках работают инновационно-мыслящие
библиотекари, умеющие применять новые технологии на практике. Это
означает, что когда мы организуем те, или иные мероприятия, связанные с
обучением, внедрением чего-либо нового, да просто взываем к сообществу,
то на наши призывы реально может отозваться в идеальном случае не более
2000 человек!
Так как же в этом свете выглядит цифра
168? Почти 10% - это не так уж и плохо! Во всяком случае, есть поле для
деятельности, для проведения дальнейших школ по обучению работе в
блогах, для усиления нашего интернет-сообщества школьных библиотек
России! В трудные времена, которые переживает сегодня система школьных
библиотек, очень важно иметь творческое, боеспособное ядро
единомышленников, преданных своему делу и умеющих креативно мыслить,
вокруг которого сплотятся все остальные.
По последним данным на 2009-2010 годы,
полученным РШБА из регионов, количество школьных библиотек сократилось
почти на 1000. Более точные цифры мы получим после Всероссийской
переписи библиотек, которая начинается с 1 января 2011 года.
Подготовлено по материалам блога «МИРЫ БИБЛИОТЕК»
За картинку спасибо блогу 2:0 в пользу читателей.
Пресс-служба РШБА
Источник: http://rusla.ru/rsba/news/index.php?ELEMENT_ID=3422 |